?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Песнь о соколах

Фильм "Время первых" стал одним из тех событий, которые явственно обозначают пропасть между двумя типами людей, двумя типами общества. И судьба его прокатная - во всяком случае, на ее начальном этапе, показывает, в какое время живем мы, в какой пропорции в этом времени смешаны славное прошлое и все еще не совсем славное настоящее. Первое проигрывает с разгромным счетом. Как ликовало Эхо Москвы, сообщая, что первая неделя проката "Времени первых" стала настоящим провалом - в среднем пять зрителей на зал! И это при том, что из каждого малахова и урганта потенциального зрителя заманивали создатели фильма - Тимур Бикмамбетов (продюсер), Евгений Миронов (продюсер и актер, исполнивший роль главного героя), и даже сам Алексей Леонов (космонавт, первый человек в открытом космосе). А все потому, - ликовало Эхо, - что минкульт хотел выкрутить руки прокатчикам, чтобы те отложили показ какого-то (И.Ф.) "Форсажа" - то ли восьмого, то ли восемнадцатого, а те, дети свободного рынка, не подчинились, а продвинутые зрители за это давление государства на их, зрителей, свободу смотреть, что они хотят, а они хотят нерусское кино, потому как русское по определению некачественное, - эти зрители объявили бойкот "Времени первых", и все, что теперь остается государству - арканом административного ресурса тащить на фильм подневольных школьников и солдат.
Перед тем, как посмотреть фильм, я внимательно выслушал и тех, и других, и до последнего оставался в сомнении. Тем более, что те, другие, сразу после начала проката начали подробно объяснять, что фильм и в самом деле плохой. Вот зачем мексиканец снял "Гравитацию" - понятно, - он хотел показать бесконечное одиночество и малость человека перед лицом Космоса, - а что хотели создатели "Времени первых"? Опять вернуть нас в атмосферу романтики первых лет космической эры, показать, какими винтиками были все, даже герои, - ведь в этом фильме таким великим артистам, как Миронов , Хабенский, Ильин, совсем нечего играть! Гениальным артистам играть винтиков - все равно, что микроскопом орехи колоть!
Так они говорили, а я почти кивал, почти соглашаясь. Но не про винтики, а что фильм, наверняка, не очень. Хотя бы потому что - ну какой из Миронова Леонов, ну разве Ильин может найти в себе Королева? Про соответствие Хабенского Беляеву ничего сказать не мог, Беляев как личность в медиа не высвечен, - но вот с самим Хабенским у моего восприятия давно проблемы - после его лубочного Адмирала и мерзкого Географа. И ладно бы несовпадение актеров и прототипов, это еще можно стерпеть, списать на художественные условности. Но ведь я знаю, что в современных фильмах о том времени совсем нет именно того времени. То есть, оно может там и есть, но я-то с такой трактовкой не согласен, у меня наверняка случится столкновение моей космической мечты моего детства, с кинореальностью, в которой, как я успел понять по предваряющим телеанонсам, Королев после встречи с Брежневым захочет волею создателей кино упасть в обморок (как же без обморока? хорошо, не в штаны надул, как это бы сделал американский герой), - ладно, Леонов был начеку, и потребовал вырезать лучшую (по словам создателей фильма!) сцену, сказав, что Королев не должен упасть в обморок, герой не может валяться на полу без сознания! На месте создателей я бы постарался объяснить прямолинейному Алексею Архиповичу, что обязательно нужен правдивый штрих - ну не из камня же Королев, придадим ему человечности, есть же у человека предел сил, слабость, тем более, он сопротивлялся самому Брежневу, не хотел соревноваться с американцами, которые вот-вот выйдут в открытый космос, а нам бы еще год для уверенности... И что-то не хотелось мне смотреть на такого Королева - я знал другой его образ, как раз того человека, который убеждал и пробивал власть, чтобы не мешала, а помогала летать все выше и дальше - и впереди всех остальных.
Так что, - думал я, - скорее всего, да, не стоит ходить на это кино, Оксана.
Кстати, об Оксане. Вот как оценил "Время первых" любимый кинокритик Первого Антон Долин: "...Посмотрите сами на важнейшие научно-фантастические фильмы последних лет: что в "Гравитации", что в "Марсианине" весь пафос связан с возвращением из космоса домой, на нашу собственную планету. А уж если кто-то с нее стремится улететь, как в "Аватаре" или "Интерстелларе", так исключительно в целях самосохранения, потому что деваться, кроме космоса, больше некуда. Романтика освоения межзвездного пространства, самоочевидная для 1960-х и тщательно воспроизводимая во "Времени первых", фактически потеряла смысл. Поэтому лучшая часть фильма - его вторая половина, когда бодро-мажорная интонация сменяется более тревожной, а умирающие от холода и ужаса Беляев с Леоновым почти теряют надежду попасть обратно домой, в уютную советскую утопию.
Понимаете, о чем это? Не о художественных недостатках фильма, не об эстетике и, даже, не этике. О том, что фильм этот просто классово чужд современности, в которой философский и мировоззренческий общак держит либеральное сознание. А оно(что ясно демонстрирует приведенный отрывок" делает ставку на индивидуализм, на мечту маленького одинокого человечка об уюте и безопасности, символом которых является материнское чрево, куда сознательно или бессознательно стремится маленький напуганный бескрайностью Жизни, житель современного мира временно победившего капитализма. И главным чувством у этого человека, по мысли нынешних властителей дум, должна быть не гордость от покорения этой Жизни, а ужас от своей брошенности, изгнания из Лона, отлучения от Груди. Короче, как сказал поэт: небоскребы, небоскребы, а я маленький такой. А другой поэт сравнил такого человека с пингвином, робко прячущем тело жирное в утесах, - за что и был новым временем - временем последних - вычеркнут из школьной программы.
А тут еще Познер позвал на свою программу Леонова. Я смотрел не отрываясь. Сидят друг против друга два старика, представители двух миров, оба в клетчатых пиджаках, оба в полных умах и ясностях мысли. Один рожден в Париже, воспитан в Америке, потом был аккуратно влит в жирные сливки московской золотой молодежи, и добрался, доехал до старости, сыром в масле, сохранив либеральное сознание и американское непонимание русской сути. Другой - крестьянский сын - восьмой или девятый в семье, отец арестован, ребенок остался буквально без штанов, - война, голод, учеба, военный летчик, художник, космонавт, Первый Человек в открытом Космосе - человек, воплотивший Мечту человечества - активный во все этапы своей жизни, командир "Союза-19", стыковавшийся в 75-м с американским "Аполлоном", человек, который должен был ступить на луну, если бы не смерть Королева... И первый спросил второго об итогах Октябрьской революции - больше минусов или плюсов она принесла? Что ответил второй можно угадать, исходя только из перечисленного мною о нем. Ведь то, о чем был снят фильм "Время первых", могла совершить только страна героев - людей, стремящихся к покорению пространства и времени - но не для того, чтобы тут же занятся эксплуатацией покоренного и получить прибыль, а чтобы в первую очередь измерить свои возможности, доказать, что человек вовсе не мал, как думает обратная сторона человечества, что он равен всему, с чем способен померяться силами, - равен Космосу!
И на следующий день я пошел и посмотрел "Время первых". Не буду пересказывать, скажу только - я плакал почти весь фильм. Почему? Потому что во мне столкнулись время моего детства - эпоха героев, - с моей современностью - временем слизняков и мокриц, которые в своей мягкой беззащитности, в понятном стремлении заползти в теплую и сырую щель, чтобы на них не наступила и не оставила мокрое пятно Вселенная, готовы делать все, чтобы время героев больше не наступило (опять же - не наступило на них).
А фильм "Время первых" - о той самой эпохе героев, он будит в нас давно уснувшее ощущение героического, жажду романтики, желание сделать то, чего никто в мире до тебя не сделал. Идите и смотрите! Старые - вспомните, зрелые - очнитесь и сотрите слизь, которой мажут наше сознание люди обратной стороны, - и приведите с собой детей, чтобы они увидели, в какое время жили их деды и отцы, чтобы загорелись новой Мечтой - и зажгли, как жгли Первые!
Первый

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
kosolobik
Apr. 20th, 2017 12:43 am (UTC)
А я пока твой пост читала расплакалась...
Очень хочу посмотреть, уже слышала от друзей, что роскошный фильм и все плачут. Но у нас-то его точно не покажут, так что подожду.

Хотела оптимистично добавить, что у каждого времени свои герои... которые не за деньги, а которые просто чтобы доказать свои возможности..., и чтобы доказать себе. И не важно даже при какой политической системе (хотя про страну героев согласна). Такие всегда были и будут... пусть даже и в наши времена, пусть и масштабом помельче, но они есть и сейчас:)
racoshy
Apr. 20th, 2017 11:13 am (UTC)
кОНЕЧНО, ГЕРОИ СЕГОДНЯ ЕСТЬ. эТО ТАКИЕ ТОЧКИ КОНЦЕНТРАЦИИ, С КОТОРЫХ НАЧНЕТ РАСТИ НОВАЯ ОБЩНОСТЬ. вСЕМУ - СВОЕ ВРЕМЯ).
( 2 comments — Leave a comment )