Игорь Фролов (racoshy) wrote,
Игорь Фролов
racoshy

Category:

"Асан" как плод равнинной ментальности Владимира Маканина

Писать трудно, брат - приветствовали друг друга Серапионовы братья. Пора мне организовывать братство, где добавлено - "и читать". Вот слушать пока получается лучше.
И послушал я Владимира Маканина на "Эхе Москвы" (
http://www.echo.msk.ru/programs/kazino/569027-echo/) и был возмущен так, что ненадолго третмй глаз приоткрылся (вообще, гнев полезен моему здоровью). И не сдержался - пишу.
Поскольку Владимир Маканин в этом интервью намеренно и явно в отместку за критику оскорбил целую категорию писателей - тех, кто воевал и потом писал о войне (см. ниже), - то я отвечу за всех сразу. Но не разбором "Асана" - это вообще была ошибка воевавших критиков, ведь на их возмущение и был расчитан проект  старого математика, - на тот шум, который он отождествляет с успехом. Мало того, оказывается, он просчитал не только всю массу фактических неточностей, но ради усиления шума ввел и дорогое его сердцу (это я уже начал мстить). Он говорит: "...успех «Асана», шумный успех был бы невозможен без сцен на грани возможного, ...без этих задниц солдатских, выставленных с грузовика, ... критики сразу почувствовали приманку".
Критики сразу почувствовали, я думаю, не приманку, а запах. Слово "приманка" больше походит на маканинскую оговорку по Фрейду. Если собрать по роману свидетельства интереса автора к задним мыслям, то солдатские задницы, так неприятно удивившие многих, окажутся уже не такими удивительными. В свое оправдание Маканин придумал, что эти задницы он ввел как приманку, и потом, это наш, - сказал он, -  "равнинный менталитет".  Замечу на это: я видел голые желтые задницы китайскх рыбаков на льду Амура, когда служил на границе, я видел задницы советских моряков в кино, снятом американцами про наших подводников (где Гаррисон Форд наш капитан). Я знаю, что это совершенно не наша ментальность, у нас стыдно показывать свою голую задницу, поскольку это воспринимается как приглашение - выразимся помягче, - войти в подставленное. А все потому,  что в нашем темном народе, в отличие от просветленной творческой интеллигенции,  все еще не приветствуются некоторые демократические ценности. У нас, Владимир Семеныч (Маканин, добавлю, чтобы не спутали с талантливым тезкой), принято делать жест перед ширинкой - символически показывать "болт". Мне кажется, что Вы приписали нашим солдатикам свое понимание равнинного менталитета. И тут я должен дать Вам отпор и как житель Уфы, в которой Вы родились, - подавляющее большинство жителей нашего города имеют менталитет, отличный от Вашего. (Тут  мне отчего-то вспомнился Ваш давний рассказ про какой-то лаз, который копали в земле герои - уж не помню, лазали они по нему, или только мечтали, но могу предположить, что такая сокровенная символика уже тогда тревожила писателя, формируя его эзопов яхык.
Однако вовсе не за анальные фантазии обиделся я на Маканина, а вот за эти слова его:
" ...Мой роман  о людях во время, если хотите, на фоне войны. И когда воевавшие наши ребята... талантливо, интересно, вкусно описывают, ...у них нет людей. Поэтому у них нет войны. У них батальные сцены. У них нет жизни..."
И это говорит человек, в романе которого нет ни войны, ни армии, ни людей на фоне войны (фона-то нет!) - а есть только представления даже не математика, но "ботаника" о людях вообще и о войне в частности. Беда в том, что здесь тот случай, когда замах был на рубль, а удар соответсвует  количеству богом данного таланта и характеру этого таланта. Маканин не может писать о бытии мужского сообщества в экстремальных условиях - будь это армия или тюрьма - в силу своей ментальности. Не говоря уже о ее равнинности, нужно добавить сюда инфантильность дедушки-мальчика из "Сказки о потерянном времени" - об этом свидетельствуют и язык романа и образы и "мысли". Когда мне молодые писатели говорят, что Маканин мудр, просто в случае с "Асаном" он перемудрил, я думаю, что они заблуждаются исключительно из почтения к возрасту писателя. Но поскольку я совсем не политкорректен, то скажу, что  здесь уместнее слово "хитромудр" (можно подставить и более народное,  равнинное). Взять больную тему, "окучить" ее, шумом отвлечь внимание от полной бесталанности, взять на этом шуме премию, и жеманноласковым голосом давать интервью, в котором нет ни одной мысли, подтверждающей мудрость нашего аксакала, - для этого надо быть либо сверхмудрым, либо сверххитрым.  Но наиболее вероятным мне кажется следующий вариант: наш автор обладает столь равнинным менталитетом, что совершенно не стесняется показывать нам плоды своих полушарий.
Считаю, перед нами еще один пример того, что лучше вовремя прекращать творить. Имя хоть и забудут, но оно останется чистым. А так ситуация смахивает на стриптиз старой актрисы, дожившей до свободы нравов. Чем актриса теперь и запомнится.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 166 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →